ISU после 2022 поднял возрастной ценз выхода во взрослые у девушек до 17 лет. Это было сделано для того, чтобы убрать гонку за квадами у девушек, которую выстроили строго на том, что фигуристки достигали результатов ещё в «детском теле». Стоит отметить, что подобное решение возмутило многих экспертов, особенно в России, поскольку оно лишило РФ огромного преимущества в женском фигурном катании. Это доминирование было выстроено на определённой подготовке, которую показывала Этери. По сути, весь смысл сводился к тому, что девочку подводили к пику в возрасте 15 лет, когда она уже была физически в состоянии прыгать мощные прыжки, но не находилась в пубертате. Дальше карьера обычно шла на спад.
Повышение возрастного ценза до 17 лет для выхода во взрослый уровень фигурного катания, по мнению многих экспертов, убавило техническую сложность этого вида спорта. По новым правилам предполагается, что большинство девушек уже прошли период полового созревания, в результате чего уменьшилось их антропометрическое преимущество перед соперницами. К тому же большинство фигуристок в этот период в силу естественных биологических изменений тела уже не способны выполнять такие ключевые элементы, как четверные прыжки и сложные комбинации, что существенно снизило общую техническую планку женского одиночного катания.
Разногласия
Не все специалисты разделяют мнение, что повышение возраста автоматически упростило всё. Многие указывают, что теперь у тренеров и фигуристок появилась большая мотивация работать над всеми компонентами программ: не только над технически сложными прыжками, но и над отточенностью вращений, плавностью и грациозностью дорожки, артистизмом и презентацией номера. Это даст возможность судьям более объективно оценивать мастерство спортсменок не только по количеству сложных элементов, но и по общему впечатлению от выступления.
Над чем проводится работа?
В короткой программе женского одиночного катания фигуристки должны продемонстрировать свое мастерство во вращениях, дорожке шагов и хореографических построениях под музыку, которая длится всего 2 минуты 30 секунд. За это время нужно показать все свои возможности в плане артистизма, музыкальности и интерпретации темы программы. Большое внимание уделяется качеству и сложности вращений, их позициям и непрерывности движений. Тренеры и судьи также оценивают оригинальность и сложность хореографических элементов, соответствие ритму и стилю музыки. Поэтому именно над этими компонентами короткой программы нужно максимально сосредоточиться.
В произвольной программе женского одиночного катания фигуристкам необходимо продемонстрировать мастерство не только в обязательных технических элементах, таких как прыжки и вращения, но и во взаимосвязи их со всеми компонентами: дорожкой, хореографией, артистизмом. За 4 минуты под музыку выбора нужно раскрыть образ, создать настроение и показать развитие сюжета. Большое внимание уделяется сложности программы и качеству исполнения. Поэтому тренерам и фигуристкам необходимо максимально гармонично соединить все элементы, чтобы презентовать зрителям законченную хореографическую композицию высочайшего уровня.
Коллективный труд
Создание короткой и произвольной программ продумывается тренерским штабом и самими фигуристами за 2-3 месяца до начала официального сезона. Определяется концепция, тема и образ, которые должна воплотить спортсменка. Подбирается соответствующая по жанру и стилю музыкальная композиция. Затем на тренировках наставник расставляет технические элементы и создает хореографию, учитывая индивидуальные качества фигуристки. Сама спортсменка активно участвует в обсуждении идей, помогает подобрать оригинальные характерные движения. В дальнейшем в течение всего сезона в программы вносятся коррективы, чтобы сохранить актуальность и повысить уровень исполнения.
Большая роль в создании успешных программ отводится профессиональным постановщикам и хореографам. Именно они непосредственно разрабатывают концепцию, образ и сценарий будущей программы, подбирают музыку, создают основу хореографической партии. Они тесно сотрудничают с тренером и фигуристкой, воплощая в движениях задуманную историю. Хореограф прописывает траектории движения, расстановку элементов, помогает спортсменке освоить позиции и выразительные жесты. Его задача придать программе единое творческое звучание и стиль. Благодаря таланту и профессионализму постановщиков рождаются бесподобные номера, с которыми фигуристки покоряют большие сцены.
Огромную роль в воплощении образа играют художники по костюмам. Им необходимо как можно точнее передать замысел постановщиков в визуальном оформлении. Для этого изготавливаются безупречно сидящие по фигуре платья из высококачественных тканей. Платья шьются вручную с учетом всех деталей: фасона, цвета, стиля, декора. Зачастую это настоящие произведения искусства, дополняющие образ. Ткани и аппликации подбираются так, чтобы максимально выделить достоинства фигуры и не создавать помех при выполнении движений. Благодаря костюмам фигуристка полностью погружается в атмосферу номера и передает зрителям смысл.
Главный тренер фигурного катания несет ответственность за подготовку всей национальной сборной. Ему необходимо разрабатывать стратегию и тактику тренировочного процесса, координировать работу тренерского коллектива. Также наставник участвует в подборе действенных методик, программ предсезонной подготовки, определяет приоритеты в работе спортсменов. Он контролирует соблюдение графиков тренировок и восстановительных процедур. На соревнованиях главный тренер осуществляет общий тактический руководство командой, проводит комплексный анализ выступлений. Основная задача – создать благоприятные условия для подготовки и осуществлять руководство всем процессом, обеспечивая достижение спортсменами высоких результатов.
Ужесточение правил
Повышение возрастного ценза для участия во взрослых соревнованиях по фигурному катанию до 17 лет было принято Международным союзом конькобежцев в 2022 году в связи с рядом проблем, связанных с ранними нагрузками на юных спортсменок. Исследования показали, что интенсивные тренировки в возрасте до 16-17 лет могут негативно повлиять на формирование опорно-двигательного аппарата и развитие детского организма. Кроме того, физическое и эмоциональное давление на подростков приводило к перенапряжению и частым травмам. Повышение возраста позволило снизить риски для здоровья фигуристок и сделать подготовку более гармоничной и сбалансированной.
В последнее время все чаще звучала критика в адрес того, что женское фигурное катание начинает превращаться в детское. Гонка за технической сложностью приводила к всё более раннему дебюту фигуристок на международной арене, когда они ещё далеки от завершения физического созревания. При таких темпах карьера спортсменок заканчивалась к 20 годам. Повышение возраста до 17 лет позволит сохранить фигурное катание как взрослый вид спорта с длительным периодом расцвета талантов при полном раскрытии возможностей. Более поздний дебют сделает успешную карьеру фигуристки не «вспышкой», а долгосрочным трудом и развитием мастерства.
Заключение
В последние годы в фигурном катании стали все чаще говорить о важности длительных спортивных карьер и постепенного, естественного развития физических и технических возможностей спортсменов. Внезапное достижение высочайшего уровня в раннем подростковом возрасте редко бывает устойчивым и зачастую сопровождается травмами. Более длительный период совершенствования мастерства позволяет организму адаптироваться к нагрузкам и раскрывать весь творческий потенциал. Карьера фигуристки на высшем уровне может продолжаться 6-8 лет и даже дольше. Именно динамичное постепенное развитие способствует становлению настоящих лидеров, спортсменов-ветеранов.